Владислав Куликов: Взрыв на съемочной площадке "Дома-2" сказал новое слово в искусстве

Великий и ужасный "Дом-2" вошел в элитный клуб культовых телепроектов. Взрыв на съемочной площадке (уже немного забытый) сказал новое слово в искусстве. С ним должны разбираться не только следователи, но и искусствоведы. В штатском.

У телепроекта давние и непростые отношения с законом. Напомню, сейчас "дом и компанию" ждет новый этап судебных разбирательств за право эфира в прайм-тайм. А еще герои шоу были жертвами преступлений и преступниками. Но никакой другой скандал не мог, и, видимо, не сможет, сравниться с бомбой в зоне телевизионных действий. Такого интерактива история мирового искусства еще не знала. Открыта новая веха, отсталось подобрать течению название и... соответствующую статью Уголовного кодекса.

Ненависть по-соседски

Хороши или плохи герои "Дом-2", они плоть от плоти наши соседи. Это дети, выросшие у телевизора, и сами попавшие "в телевизор". Возможно, именно за особую жизненность многие зрители и ненавидят "домашних". Про иную голливудскую актрису, порой говорят, мол, у нее образ соседской девочки. Этот типаж востребован практически везде: в эротике, мелодрамах, боевиках, на том же подиуме. Но мы всегда чувствуем, что перед нами актриса. Продюсеры "Дома-2" вывели на экран не искусственных, а реальных соседских парней и девчонок. И это сблизило проект с жизнью. Даже ругань, доходящая до ненависти, добавляет проекту реализма: кто у нас сегодня не ругается на жизнь? И все же живем, и все же смотрим.

Подозреваю, многие усомнятся, что "Дом-2" - искусство. Но позвольте немного философии: Аристотель писал в своей "Поэтике", что искусство родилось из подражания. Некто (еще в пещере) изображал что-то, а зрители смотрели и умилялись, узнавая друг друга. На первом этапе грань между искусством и жизнью была размыта. Бытие первобытных людей складывалось в единое реалти шоу, типа "Мезолит-2". Писатели и артисты, критики и зрители в звериных шкурах регулярно менялись местами, а потом дружно охотились на мамонта. Но вместе с прогрессом выросла стена между реальностью и творением. Жизнь стала отдельно, искусство - само по себе. Человечество разделилось на тех, кто сидит в зрительном зале, и тех, кто что-то показывает. Причем, показывает неправду. Д'Артаньяна не было. Онегин - мираж. Болконский не жил. Гамлет... А кто это? Но мы должны в верить в этих персонажей, таковы правила игры.

Теперь телевидение вернулось к первобытному содержанию искусства, а "Дом-2" произвел смену вех. Обычные реалти-шоу всегда имеют сюжет и конечную цель. "Топ-модель", "Фабрика звезд", "Последний герой" и другие предполагают строгий хронометраж. Не успеешь оглянуться - проект закрыт, победитель забыт. С этого же начинал и "Дом-2", но в какой-то момент продюссеры приняли гениальное решение - не закрывать то, что нравится зрителям. Получился невероятный эффект - много лет подряд реальные люди разыгрывают перед нами бесконечную драму, шоу вплетается в ткань жизни. Представьте, если бы "Санта-Барбара" была настоящей. А Сиси Кэпвелл и адвокат Мейсон разъезжали с концертами по городам (не артисты, а именно живые Кэпвелл и Мейсон). "Дом-2" фактически тоже самое, только дешевле. Кто хотел сделать сказку былью? Вот она - смотрите и не переключайтесь на рекламу.

В герои по кастингу

У "прямых включений" из "дома любви" все признаки настоящего искусства. Персонажи? Налицо. Конфликты? Сколько угодно. Продюссеры следят, чтобы герои не расслаблялись. Есть ли у персонажей цели? Безусловно. Действие худо-бедно развивается. Лозунг "весь мир театр, люди в нем актеры" успешно реализован.

Но зритель больше не посторонний наблюдатель. Он может прийти на съемочную площадку - адрес известен - и как бы "потрогать" любимых героев, во всех смыслах. Многие ли знают деревеньку Евгения Онегина или дом, где жила в Москве Татьяна? Чтобы стать героем романа, тех же "Войны и мира" или "Трех мушкетеров" - и думать забудьте. Телевидение же открыло новые горизонты искусства с интерактивными возможностями. Любой может влиться в шоу, по крайней мере, попробовать силы на кастинге. Или - придать действию интриги, придя с бомбой на съемочную площадку... Пост-постмодернизм в чистом виде.

Только не надо повторять ударный трюк: обойдемся без жертв. К тому же это уже будет плагиатом. Как бессмысленно снова рисовать черный квадрат, так и нет нужды второй раз взрывать "Дом-2" (и вообще что-либо - взрывать).

Переживать по поводу "разврата на Доме-2" бесполезно. Достаточно его не смотреть. А если включили, прошу обратить внимание - перед нами галерея характеров, совсем, как в "Мертвых душах". Они - зеркало нашего общества, типовые герои нашего времени. Оглянитесь, таких сколько угодно по соседству. Не нравятся? Печорин был не лучше, хотя по нему до сих пор сохнут девочки. Он бы, по-моему, как раз вписался в компанию "домашних". В сущности, кто такой Печорин? Бездельник-недоучка, который не знал, куда приткнуться в жизни. Помните, как он попал в армию? Учился в Московском университете, загулял с девочкой, провалил сессию. Естественно, вылетел из университета и пошел в армию. Попал в горячую точку - в Польшу. Все эти подробности - в книге "Княгиня Лиговская". Чему здесь восхищаться? Может тому, как он едва не задавил скромного чиновника на питерской улице? Как от скуки погубил Бэлу или (а это уже совсем близко к "Дому-2") "строил" в Пятигорске любовь с Мэри, мечтая о Верочке? В общем, проблема не во времени, проблема - в героях.

Апрельские тезисы - напоследок

  1. Мудрость и агрессия две вещи несовместные. Вряд ли тот, кто ругает "Дом-2" на деле выше и просвещеннее героев.
  2. Вслед за поколением, выросшим у телевизора, придет поколоение, выросшее у компьютеров. И тогда может быть страшно. Они привыкли не только смотреть, но бить и стрелять. Спаси нас Бог от проекта "DOOM-2" - бессмысленного и беспощадного.
  3. Бремя нашего общества - невежество, агрессия, нетерпимость, непрофессионализм. Только ли в "Доме-2" юноши и девушки мечтают о легких деньгах и легкой славе? Упорный труд - скукота. Духовность - отстой, последнее прибежище ботаников. Так принято считать. И не телевизор навязал нам эту точку зрения, а мы - телевизору.
  4. Проект "Дом-2" не вечен, и в то же время бесконечен, как бесконечен и не вечен наш мир.
  5. "Ни одна цивилизация, включая времена Платона, никогда не была разрушена из-за того, что ее граждане узнали слишком много правды" - Роберт Макки, американский актер и сценарист, гуру сценарного мастерства.